Домой Здоровье Коррекция речевых нарушений у детей

Коррекция речевых нарушений у детей

661
0

С различными проблемами в освоении письменной и разговорной речи сталкиваются до 20% учащихся начальных классов. В большинстве случаев речь идет о нестойких нарушениях легкой степени, которые без труда поддаются исправлению при систематических занятиях с педагогами и при условии адекватной помощи родителей. В ряде ситуаций дети сталкиваются с более серьезными нарушениями, при которых требуется комплексная программа коррекции, включающая психотерапевтические методики, работу логопедов-дефектологов, а также неврологов и других специалистов при необходимости.

Виды речевых нарушений у детей

Каждый ребенок индивидуален, и развитие психических функций у него происходит по своему, никому неизвестному, плану. Одни малыши уже в год с небольшим активно пытаются разговаривать, повторяют за взрослыми звуки и слова, другие до 3 лет предпочитают общаться знаками и движениями. В большинстве случаев заподозрить проблемы с речью у малышей можно не ранее 3–4 лет.

Существует несколько основных форм речевых нарушений.

  • Дислалия. Остается одни из наиболее распространенных вариантов расстройства. Дети с таким нарушением имеют богатый словарный запас, отлично запоминают информацию, проговаривают предложения быстро и четко, но допускают неточности при воспроизведении отдельных звуков. Чаще всего это касается букв «р», «л», а также шипящих и свистящих звуков.
  • Дизартрия. Такая форма нарушений обусловлена недостаточной или неправильной иннервацией, то есть дефектами связи между ЦНС и речевым аппаратом. Даже при отсутствии проблем со слухом, обширном словарном запасе и хорошем запоминании новой информации такие дети с трудом могут донести смысл сказанного другим участникам разговорного процесса. Их речь смазана, слова проговариваются нечетко, при этом нередко наблюдается неверная расстановка интонационных акцентов. В некоторых случаях у детей с таким нарушением постоянно меняется темп речи, имеются признаки проблем с голосообразованием.
  • Ринолалия. Такой тип расстройства обусловлен анатомическими или физиологическими дефектами речевого аппарата, из-за чего у ребенка наблюдаются нарушения звуковоспроизведения и изменения тембральной окраски голоса. Характерным признаком патологии такого формата является гнусавость голоса.
  • Алалия. Характеризуется полным или частичным отсутствие речи у детей, не имеющих проблем со слухом. Бывает двух видов: моторная и сенсорная. При моторной алалии ребенок понимает обращенную к нему речь, но не может ответить. При сенсорном типе расстройства малыш не воспринимает разговорную речь в принципе, при этом он может повторять заданные вопросы, другие услышанные фразы без осмысления сути.

Специалисты выделяют также и другие варианты речевых нарушений, в частности, заикание логоневроз), общее недоразвитие речи, мутизм. Для каждого типа расстройства существуют свои способы коррекции, учитывающие все аспекты детского психологического и физического здоровья, окружения, образа жизни и другие параметры.

Методы работы с детьми, имеющими речевые нарушения

Комплекс мер достаточно обширен и включает в себя различные способы воздействия на речевые функции ребенка. Основными направлениями в работе специалистов становятся:

  • определение общего уровня психического развития малышей, что необходимо для выяснения причин состояния и разработки дальнейшей тактики терапии;
  • развитие мелкой моторики у детей, направленное на улучшение работы центральной нервной системы, становление пространственного и визуального мышления, улучшение навыков запоминания информации;
  • индивидуальные и групповые логопедические занятия, целью которых является постановка правильного дыхания, разработка артикуляционного аппарата, повышение уровня слухового восприятия, исправление звукопроизношения отдельных звуков и слогов;
  • дыхательная и артикуляционная гимнастика;
  • логопедический массаж;
  • расширение словарного запаса;
  • БОС-терапия для детей;
  • освоение и закрепление лексико-грамматических основ русского языка.

В рамках коррекции с дошкольниками и учениками начальных классов последовательно должны заниматься педагоги, логопеды-дефектологи, детские психологи. В некоторых случаях при наличии анатомо-физиологических дефектов к работе привлекаются также неврологи, ЛОР-врачи и специалисты других медицинских направлений.

Успешная коррекция невозможна без активного участия родителей или иных представителей ребенка. Работа должна проводиться постоянно: и в условиях общеобразовательного учреждения, и в процессе специализированных уроков, и в дома. Очень важно не откладывать терапию: чем раньше ребенок начнет заниматься, тем быстрее и легче будет проходить процесс коррекции речевых нарушений.

https://womanjour.ru/vybiraem-film-dlya-prosmotra-vsej-semej-top-kinokartin.html