Практически все виды рукоделия пришли к нам из древности. Так, вязание на спицах первыми освоили еще древние египтянки, на Руси женщины расписывали деревянную посуду и плели кружева, а европейские рукодельницы придумали технику лоскутного шитья. Современные мастерицы тоже создают немало шедевров, только вместо клубка и лоскутка они используют стекло.
Фьюзинг – современное искусство с древней историей
Соединять несколько разноцветных стеклышек в единое панно первыми научились всё те же древнеегипетские мастерицы. Нашим современницам осталось лишь слегка модернизировать старинную технологию. Но суть ее осталась неизменной – кусочки стекла соединяются друг с другом методом сплавления при высокой температуре. По-английски сплавление, спекание звучит, как «фьюзинг». Именно этим термином и обозначают искусство создания многоцветных стеклянных изделий.
Из-за высокой температуры плавления стекла технологии фьюзинга долгое время были доступны только в промышленных условиях, в цехах, оборудованных специальными печами. Но растущий интерес к этому виду творчества, побудил производителей выпускать специальные наборы для фьюзинга, куда входят мини-печь, инструменты для резки и колки стекла, а также объемные формы и наполнители.
Важные нюансы
Техника фьюзинга на первый взгляд довольно проста – на стеклянной основе хаотично или в виде рисунка раскладываются разноцветные стеклышки, после чего всё отправляется в специальную печь. Через пару часов из нее достается переливающийся и сверкающий шедевр. Но на практике все значительно сложнее. Во-первых, далеко не каждое стекло подходит для фьюзинга. То есть, сплавить в единое целое осколки от разбитой бутылки, старой вазы и бабушкиной салатницы – не получится. Дело в том, что любое стекло является многослойным материалом. В процессе спекания между слоями разнородного стекла возникает напряжение, что может привести к их растрескиванию и разрушению.
Для фьюзинга требуется специальное стекло. В качестве основы берут листовое стекло, произведенное по технологии «флоат» (в России его изготавливают Саратовский, Брянский и Салаватский заводы). Разноцветные стекла, используемые для спекания, должны быть флоат-совместимыми. Для этого подходят следующие марки: «Старьглас», СОЕ 90, СОЕ 96, СОЕ 104 и СОЕ 82-84.
По вполне понятным причинам далеко не в каждом городе можно найти и купить подобный материал. В таком случае можно приобрести готовый набор, в который входят уже раскроенные и нарезанные стекла необходимого качества. Единственным недостатком подобных наборов можно считать лишь то, что мастерице придется довольствоваться рисунком или витражом, который предлагает производитель.
Второй момент – фьюзинговая печь. Она является самой затратной частью, но обойтись без нее не получится. По внешнему виду печь напоминает чемодан, внутренности которого выполнены из огнеупорного материала. Наиболее «продвинутые» печи оснащены блоком памяти, что позволяет программировать различные режимы запекания и остывания изделий.
Компромиссным решением может стать круглая мини-печь, диаметр которой не превышают 15 см. Такая печь устанавливается в микроволновку, мощность которой 800-900 Ватт. СВЧ-волны, которые создаются микроволновкой, разогреют фьюзинговую мини-печь до температуры плавления стекла. Скромные размеры мини-печи позволяют запекать в ней лишь небольшие изделия, но этого вполне хватит для изготовления стеклянной бижутерии, сувенирных наборов.
Процесс создания изделий
Приобретя все необходимые материалы и оборудование для того, чтобы выполнить фьюзинг в домашних условиях, можно перейти непосредственно к творчеству. Первым шагом является создание эскиза. Начинать лучше с картинок, которые не содержат мелких элементов и состоят из 3-4 цветов. Эскиз раскладывается на столе, поверх него кладется стекло выбранного цвета и с помощью стеклореза по очереди вырезаются все детали, которые составят единый рисунок.
Затем на разложенный эскиз кладется прозрачный кусок стекла, который будет выступать основой создаваемого витража или панно. На этой подложке размещаются все вырезанные элементы (в идеале в собранном виде все стеклянные кусочки не должны выходить за границы просвечивающегося через стекло рисунка).
Медленно и аккуратно подготовленное к запеканию панно снимается со стола и переносится в печь. В зависимости от выбранного режима, толщины и вида стекла для сплавления может понадобиться от одного до трех часов. После этого печь можно открыть и наслаждаться видом собственноручно изготовленного шедевра.
В технике фьюзинга можно изготовить декоративные украшения практически для любого предмета в квартире – зеркала, часов, светильников, журнального столика. Ну и, конечно же, ни одна женщина не откажется сделать своими руками самобытную и изысканную бижутерию. Буквально на глазах кусочки цветного стекла превратятся в уникальные серьги, подвески, броши. Такими эксклюзивными украшениями можно порадовать подруг и коллег. А еще фьюзинг может превратиться из хобби в способ заработка. Авторская бижутерия и предметы домашнего декора заинтересуют многих любителей необычных вещей.