Любой профессиональный логопед, работающий с детьми, отмечает, насколько им необходимо речевое и тактильное общение с родителями, природой, целостное восприятие окружающего мира, движение, положительные эмоции и чувства.
Совет №1
С первого дня рождения разговаривайте с малышом, как с маленьким человеком. Слушая близких, он будет формировать пассивный лексикон, усваивать все грани речи – громкость, тембр, выразительность, интонации, мелодичность. Предметы, существа, явления называйте своими именами, поскольку ребенок запоминает образы, звуки, слова, формируя полноту восприятия. Не искажайте свою речь: иначе малыш начнет неправильно произносить звуки. Следите за грамотностью, правильно употребляйте падежи и склонения.
Совет №2
По мнению специалистов, развитие речи зависит от осязания, слуха, зрения, вкуса, обоняния, моторики.
- Делайте малышу массаж, знакомьте его с игрушками разных форм;
- Читайте книжки, слушайте звуки природы, музыку, обычные шумы местности, где вы проживаете и т.д.;
- Показывайте цветные рисунки, обращайте внимание на движущихся птиц, животных, людей;
- Называйте и описывайте вкусы пищевого рациона;
- Не затягивайте переход малыша к твердой пище – мышцы артикуляционного аппарата должны быть готовы к нагрузкам с учетом возраста;
- Знакомьте ребенка с миром запахов – ароматом свежей листвы, цветов, пищи и др.;
- Упражняйте движениями – пусть он поворачивает голову, переворачивается на живот, ползает, приседает, сидит, ходит;
- Играйте с небольшими предметами, научите пользоваться чашкой, столовыми приборами.
Совет № 3
Тематические занятия в игровой форме вызывают у детей интерес и помогают развивать речевые навыки.
- Упражнения на мелкую моторику – ежедневный ритуал. Это может быть лепка фигурок, собирание мелкой мозаики, бус, рисование, раскрашивание.
- В перечень артикуляционных упражнений входят игры со звуками – чмоканье, цоканье, мычание, мяуканье и т.д. Надувание щек, движения языком хорошо развивают мышцы.
- Для формирования речевого дыхания научите малыша сдувать «шапки» одуванчиков, пылинки с листочков и цветочков.
- Дидактические игры помогают развить внимание, память, восприятие. Группируйте игрушки, предметы гардероба, столовые принадлежности по цвету, форме, размеру, играйте в «Мешочек», «Бывает — не бывает».
- Музыка – уникальный помощник. Разучите детские песенки, в т.ч, со звукоподражанием, купите любой детский музыкальный инструмент (бубен, колокольчик) и простукивайте слова, танцуйте, сочетая движения и звуки («хлоп -хлоп» и «топ-топ»).
Совет № 4
Ограничьте общение ребенка со смартфонами, планшетами, компьютером – техника серьезно тормозит развитие психических функций, включая речь.
Совет №5
Прогулка с ребенком должна быть полезной – общайтесь, играйте в речевые игры.
Совет №6
Консультируйтесь с логопедом каждые полгода, так легче выявить возможные нарушения. Например, в Центре запуска и развития речи в СПб принимают детей в возрасте от 2 лет.
Внимательные опытные специалисты владеют различными методиками, в т.ч. и авторскими. Дефектолог расскажет об особенностях и нормах развития речи у детей 3-4 лет, убедит в правильном развитии малыша или необходимости коррекции.